19 нояб. 2010 г.

А были ли фальшивомонетчики среди королей?

С появлением фиксированной стоимости монет можно связывать и возникновение фальшивомонетничества именно в буквальном смысле этого слова. Для изготовления поддельных монет, как сырье, преступники использовали определенное количество металла настоящих монет с фиксированной стоимостью и изготовляли из него большее количество монет с таким самым номиналом, но с уменьшенным содержанием драгоценного металла. При этом товарная стоимость металла монеты падала, а номинальная (условная) оставалась. С монополизацией производства монет во многих государствах обращались к такому приему для пополнения казны, узаконивая номинальную, а не товарную стоимость монет. Так, Ю.В. Солопанов довольно метко заметил, что история монетного дела, начиная с эпохи римских императоров и до появления бумажных денег, свидетельствует о стремлении государственной власти использовать чеканку все более неполноценных монет как одного из важнейших источников увеличения доходов казны. И не только обычные люди грешили фальшивомонетничеством. Так, например, в I столетии до н.э. император Нерон одним из первых правителей официально разрешил выпускать монеты с "посторонними примесями". Это быстро привело к тому, что серебра в римских монетах практически не осталось. Король Франции Филипп IV даже вошел в историю, имея второе прозвище - "фальшивомонетчик". Он разрешил перерабатывать награбленные во время войн золотые монеты, обтачивая их, а из опилок чеканить новые монеты.

Наряду с этим, обычные фальшивомонетчики изготовляли поддельные монеты из других, более дешевых металлов, или создавали сплавы, позолоту (покрывая медные пластины тонким слоем золота). Обман, таким образом, строился на разности между указанной и фактической стоимостью товара-эквивалента. Понятно, что любое государство реагировало на попытки подрыва своей финансовой системы, создавая соответствующие законы и вводя жесткие наказания за этот вид преступной деятельности.

Одним из наиболее ранних законов, которые дошли до наших времен, является закон Корнелия о подделке завещаний и монет, изданный в IV ст. до н.э. В нем отмечалось, что лица, которые занимаются подмешиванием к золоту малоценных металлов, а также подделкой серебряных монет, подлежат изгнанию из империи. Анализ содержания этого закона дает основания к выводу, во-первых, о существовании фактов подделки денег и отнесение данного вида деятельности к категории преступлений и, во-вторых, о способах изготовления поддельных денег.

Говоря о способах изготовления поддельных денег, нельзя не указать, что они во все времена зависели от вида денег, а также используемых для их изготовления сырья, технологий, уровня развития средств производства. И если стручки какао, которые служили деньгами древним мексиканцам, практически мог подделать любой гражданин, который их имел, то расплавить монеты и соединить в определенной пропорции благородный металл с неблагородным и отчеканить из него большее количество монет мог далеко не каждый.

Вполне естественно, что чеканкой фальшивых монет способны были заниматься мастеровых дел люди, которые имели знание и навыки в области обработки металлов, а также доступ к соответствующему оборудованию (ювелиры, кузнецы и др.). В законах Ману, например, содержалось прямое указание на фальсификатора - таким был "золотых дел мастер".

Изобличить обман, который основывался на уменьшении веса монет, было весьма сложно, поскольку и от обычного обращения монеты постепенно стирались, теряли вес, однако на рынке они принимались как полноценный товар-эквивалент, стоимость которого определялась уже не весом металла, а номиналом. Со временем, реальное содержимое металла в монете отделилось от номинального (указанного на ней) содержимого. Само государство постоянно заменяло полноценные металлические монеты (весовые), на неполноценные, стоимость которых заключалась в указанном на ней номинале.

Комментариев нет:

Отправить комментарий